Ну вот и подходит к завершению первый годик жизни малыша! Сколько же всего было за этот период! Это были минуты радости и счастья, минуты волнений и переживаний! Но сейчас все позади, завершается первый и очень сложный период развития ребенка. За этот год ваш малыш проделал огромный путь – от маленького беспомощного крохи, которого вы впервые взяли на ручки в роддоме, до вполне сознательного малыша, со своим складом характера, привычками и желаниями. Чему же научился ребенок за первый годик своей жизни? Что он умеет, какие навыки освоил? В этой статье мы подробно рассмотрим все аспекты развития малыша за свои первые двенадцать месяцев.

 Биометрические параметры малыша

К концу первого года жизни ребенок прибавляет в весе около 7-7,5 кг от момента рождения, в росте – около 24-28 см. Таким образом приблизительные вес и рост мальчика в 1 год составляет около 10-11 кг при росте 75-80 см, вес и рост девочки в 1 годик – около 9-10 кг при росте 73-78 см. Но нужно обязательно принимать во внимание, что данные параметры являются приблизительными, и зависят, в первую очередь от веса и роста ребенка при рождении, наследственных факторов, качества питания и физической активности ребенка. Ведь каждый малыш растет и развивается по своему индивидуальному графику! Подробнее о нормах прибавки веса и роста ребенка можно прочитать в нашей статье «Нормы прибавки веса и роста новорожденного, обхват головы и груди»

 Физическое развитие ребенка

В конце первого года жизни ваш малыш делает очередной серьёзный скачок в физическом развитии – он учится ходить. Сначала это неуверенные маленькие шаги у опоры, ходьба по комнатам за ручку с мамой или папой и передвижение по квартире держась за мебель. Но постепенно уверенность ребенка в себе возрастает, любопытство берет верх над страхом, и малыш делает первые в своей жизни самостоятельные шажки! Отлично, если под рукой у мамы в этот момент вдруг окажется фотоаппарат, чтобы запечатлеть эти незабываемые моменты на всю жизнь! Вначале это будет несколько неуверенных шажков, но постепенно осваиваясь, малыш закрепит полученные навык, и вы сами не заметите, как через несколько дней он будет уже смело гулять по всей квартире.

Если же ваш ребенок еще недостаточно смело упражняется ходить, то это умение можно потренировать и немного простимулировать. Вариантов здесь может быть множество. Один из самых простых – просто водить его за ручки по квартире, до какого-нибудь интересующего объекта. Игрушки дома желательно распределять таким образом, что для того чтобы малыш до них дотянулся, ему пришлось бы ненадолго оторваться от опоры. Кроме того, нужно помнить, что нахождение в ходунках препятствуют навыку самостоятельного хождения, так как в них ребенку не нужно затрачивать серьезных усилий чтобы дотянуться до игрушки. Также нужно создать условия, при которых ему будет интересно перемещаться по квартире, необходимо расширить его жизненное пространство, и поменьше держать в манеже и кроватке. Полезно будет и почаще выводить малыша на прогулку, чтобы он видел, как ходят его ровесники, ведь дети очень быстро всему учатся друг у друга! Как только ребенок научится ходить, он сразу же начинает прибавлять меньше в весе, потому что большая часть его энергии тратится на активные физические нагрузки.

Однако, важно понимать, что каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику, заложенному в него природой. Время, когда ваш малыш начинает ползать, сидеть, стоять или ходить во многом определяется как развитием его мышечной и нервной системы, так и темпераментом, равновесием, и обстановкой, способствующей приобретению ребенком этих навыков. Если ваш малыш по характеру спокоен и уравновешен, и кроме того крупный карапуз, то вполне нормальным будет считаться, если он пойдет в год или немного позже. Активные дети же, наоборот, стремятся познать все и сразу, и поэтому ходить начинают немного ранее своих спокойных сверстников. Но в любом случае, нужно помнить, что период с 9 до 16 месяцев включительно является нормой для начала хождения ребенка.

Кроме хождения, к году ребенок умеет приседать, наклоняться, вставать без опоры, он тренируется удерживать равновесие помогая себе одной рукой, и держа игрушку другой. Достаточно хорошо развита координация рук, малыш умеет брать большие предметы двумя руками, маленькие – одной рукой. Все совершеннее становятся и движения маленьких пальцев, появляется «пинцетный захват», ребенок берет маленький предмет двумя пальчиками – большим и указательным, умеет поворачивать его. В этом возрасте у малыша закрывается большой родничок.

Кроме того, нужно обратить внимание, что навыки ходьбы и речи в этом возрасте – это два самых важных этапа, соперничающих между собой. Это объясняется тем, что ребенок в своем развитии умеет сосредотачиваться только на одном сложном действии. И если он успешно учится ходить, то вполне возможно, что речь он освоит немого позже, и наоборот, малыш, хорошо разговаривающий для своего возраста, может пойти несколько позже других.

 Интеллектуальное развитие ребенка

К году ребенок становится все более контактным, любознательным и общительным. Он с удовольствием общается со сверстниками, проявляет большую привязанность к родителям и переживает во время разлуки.

Он уже достаточно много понимает, и не только слова, но и целые фразы и предложения. Умеет выполнять несложные просьбы, такие как «дай…», «где…», «покажи…» и другие. Способен самостоятельно отыскивать спрятанный предмет.

Малыш начинает требовать к себе все больше и больше внимания со стороны взрослых. При этом он пользуется целым набором доступных средств коммуникации – от звуков и слов до мимики и жестов. К его общению присоединяется и юмор.

В этом возрасте ребенок начинает активно показывать свой характер. Он уже понимает запреты и слово «нет». Иногда он на них реагирует и останавливает свою деятельность, иногда пропускает мимо ушей и продолжает действовать дальше. Но вам нужно понимать, что главные в отношениях с ребенком вы. Если вы что-то ему запрещаете, но он никак не реагирует на ваши запреты, постарайтесь переключить внимание малыша на что-либо другое. Настаивайте на своем, и если все домашние будут следовать одним и тем же правилам, то ребенок вскоре поймет и перестанет противиться установленным запретам.

Все таким же важным фактором в интеллектуальном развитии является отношение к нему взрослых. Он любит и понимает похвалу в отношении себя, повторяя действия, вызывающие эту похвалу. Обожает обниматься с близкими людьми, повторяет поступки, вызывающие улыбку на лице взрослых.

 Кризис одного года

Завершение первого года жизни малыша – это второй критический период развития после кризиса новорожденного. Ребенок переходит на новый этап развития, который будет проходить еще динамичнее. Это кризис мировоззрения, который являет собой будущие перспективы и становление характера.

Одно из проявлений кризиса одного года – слабый уровень развития речи ребенка. Настало время, когда малыш хочет общаться со взрослыми на равных, но словарный запас пока этого не позволяет. Ребенок пытается объяснить это как-то по-своему, но сталкивается с тем, что близкие люди его не понимают. Непонимание провоцирует психи, истерику и отрицательные эмоции, особенно если это касалось того, что ребенок хочет что-то попросить. В этом случае может помочь только укрепление близких и дружеских с ним отношений и желание понять малыша. Ругать и кричать на него сейчас бесполезно, иначе истерика будет только разрастаться. Поэтому «спокойствие, только спокойствие».

Другое проявление кризиса – это изучение какого-либо очередного навыка. Если у ребенка что-то не получается, то это также может привести к капризам, раздражительности и истерикам. Специалисты-психологи в этом случае считают, что на данный период такое поведение допустимо, и единственное, что сможет помочь успокоиться малышу – это ласковые слова. Попробуйте поговорить с ним, а когда он успокоится, покажите, как нужно правильно сделать то, что у него не получалось. Ребенок еще слишком маленький, и его нервная система далеко не совершенна, чтобы успокаивать себя.

На протяжении данного периода мамам и папам рекомендуется быть гибкими к воспитанию ребенка, и пользоваться в основном добрым словом, договорами и лаской. Это намного эффективнее, чем просто ломать волю ребенка. Конечно, вы добьетесь мгновенного эффекта, но кроме этого, спровоцируете еще вспышку злобы и агрессии, что на пути к дружеским отношениям крайне нежелательно. Главный совет мамам и папам заключается в простой истине: любите ребенка, прислушивайтесь к нему, и тогда кризис одного года пройдет безболезненно для вас и вашего малыша.

 Я сам!

В возрасте одного года ребенок проявляет все больше самостоятельности. Он уже стремится проявить свою индивидуальность, хотя, конечно, еще полностью зависим от взрослых. Ему становится намного интереснее самому возить ложкой в тарелке, пытаться что-то на себя одеть, разложить игрушки так, как хочется ему. Родители должны не препятствовать этому, даже наоборот, всячески способствовать. Ведь если вы будете делать все сами, то в скором времени ребенок с этим свыкнется, и потом будет очень трудно привить ему навыки самообслуживания.

Во время семейных обедов или ужинов сажайте малыша рядом за его столик, ведь он должен видеть и учиться как взрослые пользуются ложкой, вилкой, пьют из бокала.

Кроме того, ребенок недавно вступил в период подражания, поэтому сейчас он будет стараться копировать поведение взрослых в элементарных социальных действиях, например, использовать по назначению расческу, сумку и т.д. Вы также можете заметить, как он пытается покормить игрушек, поговорить по телефону.

 Развитие речи малыша в 1 год

На двенадцатом месяце жизни повышаются темпы развития речи малыша, общаться с ним становится все интереснее. Ребенок с каждым днем находит для себя что-то новое, его речь постоянно пополняется новыми словами, пассивный словарный запас также постоянно расширяется. К году ребенок знает и осознанно произносит несколько простых слов, может называть окружающих его людей («мама», «папа»), понимает и называет простейшие действия («дай», «ди» – иди), он продолжает учиться произносить новые слоги и звуки.

Но у годовалых малышей совсем не одинаковый словарный запас. Кто-то только-только научился произносить свои первые слова, а кто-то уже прекрасно умеет говорить 5-10 слов и довольно быстро осваивает новые. Это совершенно нормальная ситуация, ведь все малыши учатся по-разному, а кроме того, нужно учитывать, насколько развит ваш малыш физически, так как медленное освоение речи обуславливается повышенными двигательными навыками. Скорее всего, ваш ребенок уже довольно успешно ходит?

Чтобы помочь ребенку в развитии и понимании речи нужно как можно больше с ним разговаривать, объяснять все действия и называть предметы, окружающие его дома, на улице, на детской площадке. Кроме того, уже можно проводить с ним развивающие занятия и продолжать занятия, направленные на развитие мелкой моторики, ведь как мы знаем, она напрямую связана с речью.

 Игровые и развивающие занятия с ребенком. Развитие мелкой моторики

В годовалом возрасте малыш познает мир с помощью игры. Он уже достаточно умело складывает кубики и собирает пирамидки, катает машинку, кормит куклу и играет в мячик. Очень увлекательными становятся и просмотры книжек. Особой популярностью начинают пользоваться музыкальные игрушки – пианино, дудочки, свистульки, трубки. Эти игрушки развивают губы, язык, щеки, что положительно сказывается на процессе становления речи.

Многие родители в этом возрасте начинают задаваться вопросами раннего развития ребенка. Как это осуществить учитывая, что маленький ребенок не способен долго концентрировать внимание на чем-то одном, быстро устает и стремится убежать? Во многих центрах раннего развития малышей учат рисовать и лепить. Эти занятия способствуют развитию концентрации, восприятию цветовой палитры, развитию моторики, а также снимают агрессию, которая часто встречается в кризисе одного года.

Идеальными в этом случае окажутся развивающие занятия в игровой форме, они прекрасно стимулируют раннее развитие ребенка, рекомендуемая длительность подобных занятий должна быть не более 10 минут.

Занятия с пластилином

На этих занятиях ребенку можно показать, как катать шарики и колбаски, мять пальчиками кусочки пластилина, отрывать их от общей массы и прилеплять обратно. Такие упражнения будут хорошо стимулировать и развитие мелкой моторики, для этого вполне достаточно, если малыш просто будет мять пластилин пальчиками. Только во время работы с материалом нужно обязательно следить, чтобы ребенок не утянул в рот оторванный кусочек.

Пальчиковые краски

Сейчас в магазинах в большом ассортименте можно найти краски для самых маленьких – для рисования пальчиками. Эти краски безвредны и не нанесут вреда здоровью вашего ребенка. Процесс рисования прост – достаточно обмакнуть пальчики в краску и провести по бумаге. Рисуя таким образом ваш малыш получит море незабываемых эмоций. Но если вы все-таки переживаете за качество магазинных красок, то вы можете изготовить их сами: взять муку, соль, подсолнечное масло и натуральные красители (свекольный, морковный сок). Все перемешать, и краска готова.

Игры с сыпучими материалами

Позволяйте ребенку играть с разнообразными сыпучими материалами, как мелкими (например, манка), так и крупными (фасоль, бобы). Можно разместить данные продукты в различные по фактуре мешочки (связать, сшить из разных материалов). Играя таким образом малыш получит качественный массаж пальчиков, что способствует развитию мелкой моторики.

Знакомство с окружающим миром

В возрасте одного года можно знакомить малыша с различными событиями, которые встретились ему гуляя на улице. Например, объяснить, что мимо пробегает собачка, ходит голубь и т.д. Если ребенок уже достаточно хорошо держится на ножках, то можно попробовать покатать его на качелях или с маленькой горки, но только обязательно страхуя. Идя играть на детскую площадку или в песочницу, не лишним проверить нет ли там опасных предметов или битого стекла. Ведь малыш сейчас достаточно активен, и обязательно захочет попробовать на зуб очередную находку.

Развитие мелкой моторики

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с небольшими предметами, но конечно под присмотром взрослых, чтобы ребенок не смог их проглотить. Для этого отлично подходят бусы или пуговицы, нанизанные на нитку, перебирание пальчиками фасоли, горошка. Отлично способствует развитию мелкой моторики массаж кистей рук и пальчиков. Кроме того, все перечисленные выше способы развивающих занятий с ребенком также включают в себя элементы развития моторики.

Все эти развивающие игры нужно чередовать между собой, чтобы ребенку было интересно, и он от них не устал. Кроме того, нужно понимать, что совершенно любую игру можно превратить в развивающую, если приложить к ней немного фантазии.

 Питание ребенка в 1 год

Режим кормления малыша в двенадцать месяцев не отличается от питания одиннадцатимесячного ребенка. Ему, по-прежнему, не рекомендуется предлагать копченое, соленое, маринованное, колбасы, сладкие кондитерские изделия и изделия с добавлением искусственных красителей и консервантов. Метод обработки продуктов, по-прежнему, остается тот же: тушение, паровая обработка, варка.

В год ребенок может кушать четыре или пять раз. Принятие пищи нужно стараться проводить приблизительно в одно и то же время. Ребенок очень быстро привыкнет к режиму, и вскоре сам будет вам напоминать о приближающемся обеде.

Похожие темы

Развитие ребенка 11 месяцев

К одиннадцатому месяцу жизни ваш малыш заметно подрос, окреп и стал вполне сознательной личностью. Ребенок уже многое знает, умеет и понимает, но тем не...

Далее

Ваш ответ

Яндекс.Метрика