Десятый месяц жизни ребенка отмечается активным развитием нервно-психической и физической деятельности.
В физическом плане малыш активно развивается и довольно быстро усваивает новые навыки. Он прекрасно сидит, быстро перемещается по квартире ползком и пытается ходить, отрываясь от опоры. Попробуйте поводить его по квартире, держа за обе ручки, и вы увидите в какой восторг это приводит вашего кроху. В этот период многие малыши учатся залазить и сползать с дивана. Покажите ребенку, как нужно правильно спускаться ножками вниз, и уже через пару дней вы увидите, как он самостоятельно слазит с дивана на пол. Очень скоро он научится сам взбираться на диван и небольшие стулья, но для этого нужно еще немного времени, ведь подняться всегда труднее, чем откуда-то спуститься.
Все свое свободное ото сна время ребенок посвящает исследовательской деятельности, направленной как на изучение игрушек, так и окружающего его пространства. В этот период малышам очень нравится бросать игрушки, кубики, пирамидки, и смотреть что из этого выйдет. Например, построенная мамой пирамидка тут же разлетается в стороны, кубики разрушаются, матрешки разбрасываются. Этому даже есть свое название: «период разрушения». Но вместе с тем, ребенок одновременно учится и обратному– время от времени он начинает складывать друг в друга различные предметы, пробует собирать пирамидки, учится ставить друг на друга кубики.
Ребенок с удовольствием любит разглядывать яркие книжки. Но его ручки еще не достаточно натренированы, чтобы листать тонкие странички, поэтому разумнее будет предлагать крохе маленькие книжки с картонными страницами. Особенно в восторг приведут малыша музыкальные книжки, или же те, на страницах которых находятся различные пищалки, шуршалки, глазки, передвигающиеся бусинки и тому подобные развлекалки.
В этот период крохе очень нравятся активные игры, такие как например, прятки. Причем прятаться может как мама, так и сам ребенок. Конечно, обычно, прячется мама (недалеко, за ближайшей дверцей или углом). Кроха принимается ее искать, идет на звук голоса, а когда подбирается совсем близко и находит маму, то радость просто неописуема! Также охотно ребенок поиграет с вами в ладушки, сороку-белобоку, и другие совместные игры.
Очень нравится малышу и купание в ванной с запуском плавающих уточек или черепашек. А еще в воду с собой можно взять специальные красочные книжечки из полиэтилена, которые не намокают и не тонут. Малышам нравиться находиться в водичке с пеной, они с удовольствием ловят эту пенку ручками и внимательно ее разглядывают. Только обязательно проверьте, чтобы пена для ванны была детской с нейтральным уровнем ph, потому что ребенок может запросто потереть глазки, и обычная взрослая пена только доставит раздражение.
Помимо активных игр и развивающих игрушек будет очень полезно позаниматься с крохой развитием мелкой моторики рук. Ведь как вы знаете, это напрямую связано с развитием речевых навыков. Делать это можно с помощью обычных маленьких игрушек (но не настолько мелких, чтобы ребенок взяв их в рот смог случайно проглотить), играть с которыми малыш должен только под присмотром взрослых. Например, это могут быть мамины бусы, или пуговицы, нанизанные на крепкую нитку. Пусть малыш их теребит, ловит бусины по нитке, перебирает пальчиками. Здесь подойдут матрешки и небольшие пирамидки, где нужно пытаться пальчиками одеть колечки на основание. Также очень полезно делать малышу обычный массаж ладошек и пальчиков. Делается это так: мама берет ручку ребенка и поглаживает, похлопывает по ладошке, разминает каждый пальчик от ноготка к ладошке, постукивает по подушечкам пальцев. Очень интересно будет во время массажа, да и просто во время игр применять мягкий небольшой колючий шарик. Ребенок с удовольствием им заинтересуется, и с легкостью позволит вам покатать шарик по его ладошке. Полезно также приобрести (сшить, связать) несколько различных по фактуре мешочков, и заполнить из разнообразным содержимым: рисом, фасолью, грецкими орехами, любыми другими вещами, которые найдете у себя дома. Играя с такими мешочками, малыш будет делать массаж ручек сам себе, и кроме этого, познает новые тактильные ощущения. Выполняя в игровой форме эти несложные рекомендации вы отлично стимулируете развитие ребенка на развитие мышления и речи.
В интеллектуальном развитии ребенка в 10 месяцев начинается активный период подражания – малыш начинает копировать поведение взрослых. Он видит и замечает все, что делает мама, любит наблюдать за папой или бабушкой, когда те чем-то заняты, взрослые становятся для него примером. Он как губка впитывает все, что видит, и если не сразу, то в скором времени обязательно покажет, чему он научился. Наблюдая за папой, как он разговаривает по телефону, ребенок может ходить с трубкой что-то бормоча под нос. Видя, как мама расчесывается, малыш может потом достать расческу и водить ею по головке. Он учится осваивать простейшие социальные действия. В это время наступает удачный период, чтобы подхватить инициативу малыша в подражании взрослым и начать обучать его элементарным действиям, например, пользоваться ложкой, кружкой, мыть ручки и т.д. Кроме того, очень желательно чтобы взрослые, окружающие малыша, не проявляли при нем негативных эмоций, и выражений, пусть в маленьком человечке созревают только добрые черты характера!
В речевом развитии довольно ярко прослеживается возникновение различных новых слогов и слов. Слова еще довольно просты: «мама», «папа», «дай», «на», «да», а слоги не совсем понятны, но малыш уже пытается применять их по назначению, и надеется, что вы его понимаете. Не игнорируйте его желание общаться, и очень скоро его словарный запас пополнится новыми словами и слогами.
Ребенок становится очень сообразительным и хорошо понимает элементарные просьбы, например, такие как «дай мячик», «покажи, где зайка, кукла», может помахать ручкой вслед уходящему человеку, может изобразить как мычит коровка, мяукает киска, и т.п. Малыш прекрасно понимает запреты и слова «нет», «нельзя», но не ждите, что он тут же бросит неприятное вам занятие. Осознание того, что нужно перестать что-либо делать придет немного позже.
Так как ребенок уже в целом очень быстро умеет перемещаться по квартире либо ползком, либо короткими перебежками от опоры до опоры, то маме нужно быть очень внимательной к безопасности окружающего пространства. Ваш малыш сейчас очень любознателен, и обязательно потянет в рот все найденные на полу мелкие детальки и предметы. В обязательном порядке необходимо убрать из поля зрения малыша всю бытовую химию, а также миски проживающих в доме животных.
Пришло время, когда в меню ребенка уже можно вводить твердую пищу и блюда с небольшими комочками. Ведь у малыша уже наверняка есть примерно 4-6 зубиков, а это значит, что он должен учиться жевать. Предложите ему не полностью гомогенизированное пюре, а с добавлением небольших кусочков, например, из мяса можно приготовить суфле или мясные фрикадельки, из творога – запеканку, а из яйца – паровой омлет. Можно разнообразить рацион ребенка рыбными блюдами, только будьте внимательны, если ребенок аллергик, то ввод рыбки нужно отложить примерно до года.
В перерывах между основной едой угощайте ребенка фруктами: яблочко, банан протертые или мелко нарезанные.
Если малыш все еще кушает грудное молоко, то в этом возрасте вполне можно потихоньку отлучать его от груди, постепенно заменяя кормления грудью детским рационом соответственно его возрасту, а молочко использовать после еды, чтобы запить.
Но в большинстве случае, многие мамы в вопросе отлучения ребенка от груди руководствуются своей интуицией и потребностями малыша. Если он еще просит, или даже требует грудь, то продолжают кормить. Это означает, что для отлучения просто нужно выбрать другой, более подходящий период времени.