Развитие ребенка на девятом месяце продвигается семимильными шагами. Ваш девятимесячный малыш уже заметно подрос и вступил в период подражания. В этом возрасте ребенок начинает осознанно наблюдать за мимикой и действиями взрослого, и копировать их. Воспользовавшись данным случаем, вы можете уже сейчас начать обучать ребенка основным социальным действиям – как кушать из ложки, как наливать водичку, как держать расческу и т.д. Но особенно нравится малышам подражать действиям других детей, и вы можете это заметить придя в гости к друзьям, имеющим малышей примерно того же возраста. Ваш кроха, например, за пару часов общения с другим ребенком, может научиться хлопать в ладоши, или махать ручкой уходящему человеку, то есть тем навыкам, которыми обладает другой малыш.
Если вы достаточно много и часто разговариваете с ребенком, то примерно с этого возраста вы можете заметить явные успехи в понимании вашей речи. В речевом развитии наблюдается активный лепет, повторение за взрослыми различных слогов и звукосочетаний. Кроме того, начинается соотнесение слогов с происходящими действиями, то есть ваш ребенок уже пытается назвать какое-либо событие отдельным и понятным ему словом.
В возрасте 9 месяцев почти каждый малыш может похвастаться наличием четырех, а то и шести зубиков. В этот период очень желательно начать отучать ребенка от пустышки и бутылочек с соской, ведь частое сосание способствует формированию неправильного прикуса. Кроме того, на неправильный прикус влияет также сосание не только пустышки, но и собственного пальчика, а вот от этого его отучить гораздо сложнее, но тоже возможно. В данном возрасте для ребенка более всего подходит «мягкое» отучение от соски – ежедневное постепенное сокращение времени сосания, либо другой способ – пластинка «СТОПИ». Пластинка внешне напоминает ребенку пустышку, и может успешно ее заменять. С ее помощью малыш может бросить пустышку всего за несколько дней. Различные способы отвыкания от соски вы найдете в нашей статье «Как отучить ребенка от пустышки».
Если же вдруг вы заметили, что у малыша нет еще и четырех зубиков, то это является поводом для посещения врача-педиатра, а возможно и стоматолога. Но в первую очередь нужно проанализировать факты, лежащие на поверхности. Одна из поздних причин прорезывания зубов – это недостаток в организме ребенка витамина D. Данный витамин вырабатывается в организме на свежем воздухе под воздействием солнечного света, поэтому сразу стоит вспомнить, достаточно ли ваш малыш проводит времени на улице. По возможности можно увеличить пребывание ребенка на солнышке, а также можно просто давать препарат витамина D – продается в любой аптеке.
В физическом развитии к девяти месяцам ваш малыш еще больше подрос и окреп. Примерный вес ребенка на девятом месяце – от 8,5 до 9,5 кг, рост – 70-73 см. Более подробную информацию по весу и росту малыша можно проследить по таблицам в нашей статье «Нормы прибавки веса и роста новорожденного, обхват головы и груди»
В этом возрасте ребенок умеет достаточно активно ползать на четвереньках и сидеть довольно продолжительное время. Кроме того, время от времени он пробует вставать и может ходить у опоры по несколько минут, но потом снова опускается на четвереньки, ведь пока передвигаться ему так гораздо удобнее и быстрее.
Если на восьмом месяце жизни малыш еще не садится самостоятельно, но во всех других аспектах развивается правильно и гармонично, то это еще можно отнести к его индивидуальным особенностям. Но если же малыш не может самостоятельно сесть к концу девятого месяца – необходима консультация специалиста. Обычно такие ситуации связаны с различными неврологическими расстройствами, приобретенными либо в период внутриутробного развития, либо в момент родов. В первые месяцы жизни они могут быть менее выражены, а потому незамечены, но опираясь на примерный уровень развития детей, немного позже становится понятно что данная ситуация требует корректировки со стороны специалистов.
На девятом месяце жизни ребенка происходит интенсивное развитие мелкой моторики. Сейчас, чтобы взять какой-нибудь небольшой предмет, ему уже не приходится брать его всей ладонью, теперь он пробует удержать его аккуратно – большим и указательным пальцем. Поэтому очень часто вы можете застать малыша за ситуацией, когда он, находясь на полу, отыскал что-либо мелкое, взял двумя пальчиками и внимательно разглядывает.
Развитие мелкой моторики малыша напрямую связано с развитием его речи. В связи с этим будет очень полезно начать развивать маленькие пальчики ребенка. Для этого необходимо предоставить крохе возможность играть с мелкими предметами, но обязательно под вашим присмотром, так как малыш может потянуть в рот все, что ему приглянется. Очень полезно будет давать ребенку играть различными пуговицами, нанизанными на крепкую нитку. Не помешают и разборные пирамидки и матрешки – играя с ними ребенок начинает осознавать форму и размер предмета. Очень кстати пригодятся маленькие детские книжечки с яркими картинками и толстыми страницами из картона. Купаясь в ванной можно показать ребенку как переливать водичку из одной мисочки в другую, а некоторых деток можно даже научить мыть ручки. Также малышам очень нравится ловить ручками струйки воды из душа. Обожают детки рвать или просто шуршать бумагой. А находясь с мамой на кухне, могут заодно провести ревизию шкафчиков и раздобыть себе для игры, например, крышку от кастрюльки. Летом занятия по развитию мелкой моторики можно проводить еще интереснее и полезнее – в песочнице с набором формочек. Ведь проводя время на свежем воздухе и осваивая новые умения, малыш не только укрепляет здоровье, но и активнее познает окружающую действительность. А играя различными по фактуре и размерам предметами, ребенок ощущает их различные свойства, собирает представления о них.
В игровой форме уже можно показывать ребенку как самостоятельно пользоваться ложкой, поить из чашки, приучая постепенно пользоваться ею самостоятельно. Такие практические навыки скоро немного разгрузят вас и освободят немного времени
В домашней же обстановке в этом возрасте малышу уже вряд ли хватит расстеленного на полу одеяла. Ребенок становится очень подвижным, и вы и оглянуться не успеете, как он окажется в другой части комнаты. Поэтому безопасности малыша необходимо уделить должное внимание. Обязательно нужно приобрести заглушки, и оснастить им все розетки, до которых малыш может дотянуться. Также нужно убрать электрические приборы со свисающими либо доступными шнурами. Ведь ребенок может потянуть за шнур горячего утюга или вскипевшего электрического чайника. Так как малыш в этом возрасте не только ползает, но и может самостоятельно встать, придерживаясь за опору, то также необходимо проверить устойчивость высоких стоящих конструкций, например, таких как торшеры, напольные высокие цветочницы, чтобы они не могли опрокинуться на малыша. Кроме этого, нужно убрать все колющие, режущие и различные острые предметы, бытовую химию, стиральные и моющие порошки, чашки для кормления животных, как можно дальше.
Периодически нужно проверять состояние игрушек ребенка: не отломаны ли мелкие детали, которые потом можно будет легко проглотить, не откручены ли винтики, не валяются ли где-либо батарейки (большие, конечно, малыш проглотить не сможет, но вот маленькие батарейки-таблетки в случае попадания в ЖКТ ребенка могут создать очень серьезные проблемы со здоровьем). Резиновые игрушки также нужно осматривать на предмет целостности, не доводя их состояние до того момента, когда малыш может откусить и поперхнуться их фрагментом. Мягкие игрушки тоже нужно проверять на целостность, ведь ребенок сейчас в таком возрасте, когда легко может добраться до «начинки» какого-нибудь зайчика и т.д. И тогда, можете не сомневаться, он обязательно попробует ее на вкус.