К одиннадцатому месяцу жизни ваш малыш заметно подрос, окреп и стал вполне сознательной личностью. Ребенок уже многое знает, умеет и понимает, но тем не менее физическое и интеллектуальное развитие продолжается стремительными темпами.
В физическом развитии малыш совершенствует ранее приобретенные умения. Он вполне свободно может переворачиваться со спины на живот и обратно, отлично сидит, достаточно быстро ползает и может вставать из положения сидя. Ему хорошо удается двигаться вдоль опоры, но пока еще придерживаясь за нее. А многие дети даже пытаются оторваться от поддержки и сделать свои первые шаги. Ребенок с удовольствием совершает путешествия по квартире, крепко держась за мамины или папины руки. Еще немного таких тренировок – и вы увидите, как ваш карапуз сделает свои первые самостоятельные шаги. Сначала это будет один неуверенный шажок, после которого, малыш возможно плюхнется на пол. Подбодрите малыша, похвалите его за старание, и можно снова отправляться в путь. Стимулируя первые шажки можно поставить ребенка у дивана, отойти от него на небольшое расстояние, и протянуть к нему руки, как бы приглашая подойти к вам. Для него это будет хорошим стимулом оторваться от опоры, и возможно, вы увидите первые шажки своего крохи.
По статистике, примерно 50% детей начинают ходить в возрасте около 11 месяцев, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Это зависит от многих причин, и одни из главных – это вес ребенка на текущий момент и тип телосложения. Чем стройнее выглядит ребенок, тем быстрее он встанет на ножки, соответственно, чем он полнее – тем сложнее ему освоить навык хождения. Кроме того, раннее хождение также зависит и от темперамента малыша. Если он любопытный непоседа, желающий изучить весь мир вокруг себя, то пойдет он гораздо раньше своего сверстника, более спокойного по характеру, который прекрасно себя чувствует и сидя. Если вы видите, что ваш малыш еще плохо держится на ножках, и проявляет мало инициативы и желания ходить, не в коем случае не стоит расстраиваться и паниковать, потому что 11 месяцев – это еще очень рано для паники, ведь нормой, когда малыш пойдет считается от 9 до 15 месяцев (включительно). Для спокойного и уравновешенного ребенка пойти в год, или немного позже – абсолютно нормальная ситуация. Вы лишь можете просто мягко стимулировать этот навык, например, расположив на полу на небольшом расстоянии игрушки, чтобы любопытство карапуза взяло верх и подвигло его на самостоятельные действия.
Движения рук и пальцев у ребенка на 11 месяце становятся все более скоординированными. В определенных действиях он может поворачивать кисть руки (например, когда рвет бумагу), а также появляется «пинцетный захват» – малыш может поднимать мелкие крошки двумя пальчиками – большим и указательным, не роняя поднятую вещь. «Пинцетный захват» – это довольно сложный навык, требующий сноровки, координации и большой ловкости пальцев. Данный навык у маленького ребенка способствует тому, что в свое время он возьмет в руки пишущие принадлежности и письмо не будет вызывать у него особой сложности.
На одиннадцатом месяце малышам очень нравится играть в активные игры со взрослыми, например, в прятки или в мячик. Ребенок с удовольствием будет его ловить, брать в ручки и катить вам обратно. С радостью поиграет он с вами и в «ладушки». Кроме этого, очень понравятся карапузу небольшие красочные игрушки, особенно те, с которыми можно заняться исследовательской деятельностью – просунуть пальчик, нажать на кнопочку, засунуть более мелкую игрушку в отверстие и т.д. Если у вас накопилось много подобных игрушек, то чтобы они не надоели ребенку одновременно, рекомендуется прятать одну-две из них на некоторое время, пока он играет другими. А через некоторое время их менять, и прятать те, которыми он играл. Малыш к тому времени уже забудет о существовании первых, а увидев проявит такой же интерес, как к новым. Но стоит отметить, что постепенно его острый интерес к детским игрушкам немного снижается, и его все больше начинают привлекать настоящие взрослые вещи. Ведь они кажутся ему такими недоступными, а потому очень интересными. Взрослые же вещи, попав в руки ребенку, рискуют быть искусанными, разбитыми, поломанными или разобранными, поэтому необходимо внимательно смотреть за малышом и не позволять ему пользоваться предметами, которые могут его поранить, или от которых легко откусить мелкие детали.
Также на одиннадцатом месяце жизни довольно быстрыми темпами продолжается интеллектуальное развитие ребенка. Он уже многое понимает и умеет выражать свои мысли и желания некоторыми словами, мимикой и жестами, а не только плачем. Так как ваш малыш уже вступил в период подражания, то его поведение частично становится похоже на то, как ведут себя взрослые, Он охотно и с удовольствием может выполнять какие-либо ваши просьбы, например, «дай зайку», «отнеси книжку», и так далее. Ребенок начинает понимать похвалу и критику. Когда его хвалят, он улыбается и старается повторить это действие еще раз, тем самым ожидая очередную порцию похвалы.
В ежедневном воспитании маленького человечка постарайтесь не слишком потакать его желаниям и капризам, иначе он может начать вами управлять. Ведь ребенок моментально понимает, что своим хныканьем и криком способен добиться чего угодно. Если малыш продолжает требовать что-то запрещенное, постарайтесь переключить его внимание на что-либо другое, благо в этом возрасте их интересует буквально все подряд, и от каприза быстро не останется и следа. Слово «нельзя» он уже понимает, но это не означает, что он тут же на него отреагирует. Чтобы малыш понял, что это означает запрет на его действие, необходимо периодически и исключительно к месту повторять это слово. Таким образом, вы сразу сформируете у него определенную реакцию на запрет и установите границы дозволенного.
Малыш в этом возрасте любит много «разговаривать», в его речи появляются отдельные слова, новые слоги и сочетания звуков. Он начинает придавать отдельным словам и слогам определенный смысл, пытаясь таким образом что-то вам сказать. В его речи уже есть несколько слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай», «на». Чтобы словарный запас ребенка рос, нужно как можно больше с ним разговаривать, рассказывать и показывать, что вы делаете. Очень хорошо на развитие речи влияет чтение книг. Рекомендуется с самого раннего возраста разговаривать с ребенком четко, не коверкая слова, чтобы в дальнейшем речь вашего малыша была ясной и четкой.
Дневной сон ребенка постепенно переносится на послеобеденное время, и составляет около двух часов, а интервал ночного сна увеличивается и составляет примерно 10-12 часов.
На одиннадцатом месяце у малыша уже имеется приблизительно от 4 до 8 зубов, по четыре передних сверху и снизу. Это дает возможность продолжать вводить новые продукты, и преимущественно те, которые нужно жевать.
Постарайтесь в это время разнообразить питание ребенка, его вполне уже можно познакомить почти со всей взрослой кухней. Смело вводите новые продукты, особенно, если малыш не аллергик, распределяя блюда таким образом, чтобы самые калорийные приходились на обед. Но нужно отметить, что способ приготовления данных блюд остается прежний – паровая обработка, варка, тушение. Никаких копченостей, солений, маринадов, майонеза, соусов, жареных блюд, колбасных изделий, цитрусовых, шоколада в меню присутствовать не должно. Вместо этого вполне можно предложить паровой омлетик, отварные макароны с мясом, тушеные овощи, мясные фрикадельки, зерновые блюда с добавлением мяса или фруктов (смотря в какое время вы их даете, если это обед – то с мясом, если полдник, то с фруктами), кефир, творожок. Цельное молоко вводить пока не стоит, этот продукт еще тяжел для ЖКТ, и вводится ближе к 3 годам. Очень желательно предлагать крохе свежие фрукты и овощи, как залог хорошего пищеварения и источника витаминов.